Проект пианистки Натальи Скворцовой и саксофониста Дмитрия Мосьпана Beyond The Horizon: два взгляда и прямая речь
Взгляд первый. «Там, за горизонтом…»
25 ноября на сцене Клуба Алексея Козлова состоялась одна из самых интересных джазовых премьер этой осени — концерт Beyond The Horizon Project, творческого союза ярких и востребованных музыкантов московской сцены Натальи Скворцовой (фортепиано) и Дмитрия Мосьпана (тенор- и сопрано-саксофоны). В этот вечер к ним присоединились контрабасист Сергей Корчагин и барабанщик Александр Зингер.
Концерт состоял из двух отделений. В первом звучали композиции Натальи Скворцовой, во втором — Дмитрия Мосьпана. Для того, чтобы ощутить всю целостность этого союза, необходимо было присутствовать именно на обоих отделениях, ведь музыка этих авторов очень разная.
Наталья Скворцова: — Моя музыка — образная, яркая, наполненная эмоционально и в большой степени программная. Программность — это то, чего я стараюсь добиться.
В первом отделении прозвучала необычная пьеса «Приметы», которая, судя по реакции зала, особенно понравилась зрителям. Её можно назвать одной из самой близких к традиционному джазу. Пьеса чувственная и одновременно сдержанная, с запоминающейся темой. Композиция «Мантры» очень эклектична, в ней задействованы самые разные стилистические элементы. Она действительно программна — автор ставит перед собой задачу перенести слушателя в другой мир, где царят звуки дождя.
В композициях Мосьпана преобладает совсем другое настроение. Самое главное для Дмитрия — импровизация, он отдаётся ей со всем чувством. Забавные названия достаточно серьёзных пьес («Станция «Электрон»») заставили зрителя улыбнуться. Вторая часть концерта оказалась в целом более напористой и экспрессивной, хотя, например, композиция Мосьпана «Колыбельная» достаточно лирична. Оба отделения объединили сложные ритмические решения, которые доступны далеко не каждому неподготовленному слушателю. И только в самом конце программы музыканты порадовали публику своей интерпретацией джазового стандарта «Summertime».
ДАЛЕЕ: интервью участников Beyond The Horizon, второй взгляд и ВИДЕО!
После концерта мы немного побеседовали с участниками коллектива и их продюсером, Виктором Радзиевским.
Наталья Скворцова: Название «За горизонтом», Beyond The Horizon, придумал продюсер этого проекта — Виктор Радзиевский, и мне оно очень понравилось. Суть в том, что нам, музыкантам, немного утомительно ходить по одному и тому же замкнутому кругу, хочется разомкнуть его и пойти дальше. Желательно туда, где мы еще не были.
Виктор Радзиевский: Мне представился мир идей великого греческого философа Платона: есть мир идей, где существует сразу всё, и мир явлений, где они возникают как объекты. Я подумал, что горизонт — это место, где мир идей и мир явлений пересекаются. Это всегда что-то новое, всегда какие-то идеи и образы. Это то, что талантливые музыканты, транслируя через себя, могут привнести в наш мир. Поэтому возникло такое название «За Горизонтом» или Beyond The Horizon для наших англоязычных слушателей.
Вы относите себя к «русской импровизационной музыке». Как вы можете определить это направление?
Наталья Скворцова: Образная, яркая, наполненная эмоционально, программная в большой степени. Последнее — это то, чего лично я стараюсь добиться. Мы играем оригинальные композиции и стараемся выбирать пьесы, которые нам самим интересно играть, которые для нас самих открывают какие-то новые горизонт. Это наш выбор, это наше любопытство.
А есть такие композиции, которые вам больше всего нравится играть — например, из тех, что прозвучали сегодня?
Дмитрий Мосьпан: Для этой программы все композиции избранные. У нас масса музыки, которую мы могли бы сыграть, но в данном коллективе было интересно представить именно эту программу. Каждая композиция была подобрана в таком порядке, и можно сказать, что одна дополняет другую. Все композиции любимые и желанные.
ВИДЕО: Beyond The Horizon «Колыбельная»
Давайте вернемся к определению «русская импровизационная музыка». Какие русские черты она вобрала в себя, на ваш взгляд?
Виктор Радзиевский: Наше восприятие русской импровизационной музыки достаточно субъективно, потому что такого определения в теории музыки мы ещё не встречали. Как о таковой заговорили о ней только мы с Натальей в последние несколько лет. «Русская импровизационная музыка» — это та реальность, которая окружает музыкантов, выросших в России, в окружении русской реальности. Американская культура, несомненно, повлияла очень сильно. Потому что любить джаз и не любить американскую джазовую культуру очень сложно. Но в условиях, которые есть сейчас, зачем русским повторять за иностранной культурой? Это же уже было, причем было многократно. Нужно же делать что-то своё.
Наталья Скворцова: Мы сегодня играли песню, которая называется «Северное море». Я — человек, который всю жизнь живёт в Москве, — съездила в Прибалтику, что, в общем-то не так далеко; увидела прекрасную природу, море, местные пейзажи… И так родилась песня. Музыканты говорят, что она совсем ни на что не похожа, и играть ее сложно и интересно. Но это не потому, что я хотела быть на кого-то непохожей. Песня получилась такой, потому что это мои эмоции, мысли, ощущения по поводу того, что я вижу. Она совсем не «американская» по мелодии, по эмоциональному состоянию, по сочетанию аккордов.
Дмитрий Мосьпан: Самое главное, чтобы это звучало свободно, естественно и непринужденно. Это основная тематика. Когда мы что-то собираемся сыграть, мы заранее не планируем, что это должно произвести какой-то эффект. Мы стараемся отталкиваться, в первую очередь, от сердца, от своего внутреннего голоса и состояния. А как в итоге выйдет — одному Богу известно.
Наталья Скворцова: Для меня очень важны всегда были картины природы, просто что-то красивое. Важна красота вокруг и внутри. Очень много композиций посвящено друзьям и любимым людям.
ВИДЕО: Beyond The Horizon «Moto Safari»
Как вы думаете, можно ли заинтересовать публику, которая далека от интеллектуальной музыки?
Наталья Скворцова: Когда музыкантам сложно играть, тогда слушателям сложно слушать. Когда нам всё интересно и всё нравится, ни у кого не возникает вопросов: что это, зачем это и о чём это. По крайней мере, по моему опыту так.
Виктор Радзиевский: Я вижу два направления для деятельности, продвижения и развития этого проекта. Первое — это охватить как можно больше людей в России. То есть мы провозглашаем новый тренд — «русскую импровизационную музыку» (хотелось бы в это верить). И хотелось бы, чтобы русские знали, что есть такая музыка. Второе — это сама музыка. Я думаю, музыканты со мной согласятся: она должна о себе заявить. Есть огромное количество музыкантов, которые этим занимаются. Просто не говорят это так, как это мы решили сказать. Поэтому, с одной стороны, укрепление позиций для этого тренда в России путём того, что ансамбль будет выступать на наших фестивалях, в лучших клубах в Москве и в других городах. А во-вторых, это, конечно, европейские фестивали, европейские клубы и вообще любые, куда могут позвать. Можно говорить ещё о том, что спустя где-то полгода будет записан альбом и наверняка издан на одном из наших лейблов. Об этом мы еще серьёзно не думали. Но будьте уверены, что вы о нас ещё услышите.
Взгляд второй. Впечатления неподготовленного слушателя
О джазе можно говорить долго. Можно говорить скучно. Можно говорить интересно. Но что может сравниться с живым исполнением в камерной уютной обстановке в один из последних ноябрьских вторников?
Казалось бы, вторник — день совершенно не концертный. Оно и верно: в зале Клуба Алексея Козлова едва можно насчитать с десять человек, хотя стрелка часов уже давно перешла за отметку 20:00 и продолжает предательски ползти дальше вниз. Люди приходят: парами, поодиночке, простые слушатели, меломаны, фотографы. Атмосфера камерных джазовых концертов всегда какая-то особенная. Слишком расслабленная… Нет. Немного ленивая? Снова нет. Просто неторопливая. Да и куда бежать во вторник вечером после работы? Тем более с девушкой или подругой. Вот и зрители медленно вплывают в зал, заказывают по чашке кофе или бокалу чего-либо покрепче и принимаются за разговоры.
Инструменты замерли в безмолвии. Уже через несколько минут клавиш коснутся пальцы пианистки, а по струнам контрабаса двинется смычок. А пока — помолчим.
На сцене Виктор Радзиевский представляет Beyond the Horizon. Это саксофонист Дмитрий Мосьпан, пианистка Наталья Скворцова, контрабасист Сергей Корчагин и барабанщик Александр Зингер. Сегодня день премьеры. Сегодня ещё ничего не известно. Поэтому — помолчим.
Всё начинается очень спокойно, нет той внезапности, которой так радуют шальные нервы фанатов музыканты-рокеры. Наоборот, всё нарочито спокойно, и даже композиция, которая открывает концерт, называется «Мантры». Первые несколько минут взгляд невозможно отвести от ярко-оранжевого, цвета сочного апельсина платья Натальи Скворцовой. На нее хочется смотреть, её хочется слушать. Хочется убрать всё и оставить только фортепиано, его мягкий, фланелевый звук. Но этот концерт — не концерт одного инструмента, не соло. И вот уже через пару минут с лиричными клавишами вполне гармонирует «похудевший» контрабас, лишившийся своего солидного деревянного брюшка ввиду модернизации электричеством. И только потом ухо привыкает к, казалось бы, самому классическому, самому обязательному, по мнению обывателя, в джазовом концерте инструменту — к тенор-саксофону. Не вливаются в общую гармонию только барабаны. Слишком громкие, слишком яркие. Им бы немного назад, а они впереди.
ВИДЕО: Beyond The Horizon «Mantra»
Следом за «Мантрами» идут «Приметы». За «Приметами» — «Оттепель». Первое отделение — это композиции авторства Натальи Скворцовой. Постепенно привыкаешь к джазовым гармониям, и ритм уже не кажется непривычным уху, привыкшему к стандартным роковым четырем четвертям. Размер меняется, сжимается, уплотняется, затем наполняется воздухом и снова возвращается в первоначальное состояние. И вот, когда играют «Северное море», ты уже видишь его медленные и холодные волны, желтовато-белую от полярного солнца, мыслящую водную гладь. И тут, когда всё вибрирует уже где-то на уровне подсознания, объявляют перерыв. Пауза. Но в канве уже прорезалась и зияет дыра, которую не заштопать, не заделать. Ты выпадаешь из гармонии вечера, и теперь это не инструменты диссонируют с твоим слухом, но дисгармонируешь ты сам.
Второе отделение концерта — это произведения Дмитрия Мосьпана. Они более живые, более «электрические». Ты видишь, как остальные, сидящие там, в зале ловят волну. Как музыка проникает в них, как она живёт там, но твоя ниточка потеряна. «Станция Электрон» и стандарт «Summertime».
ВИДЕО: Beyond The Horizon «Summertime»
И сцена пустеет. И ты медленно собираешь вещи. И ещё долго-долго думаешь над тем, что услышал. Звуки, тона, полутона ещё долго играют в твоей голове, сбивая ритм, идя с ним вразнобой. К такой наполненной музыке нужно привыкать. Её невозможно понять сразу, это не «быка за рога», с ней такой фокус не пройдёт. И все же — послевкусие остаётся.